Регистрация
Gif версия Zillertal
Байкал, лето-2005. Сбывшаяся мечта 07.12.2005 Печать
Автор Марина Ковба   

ImageБАЙКАЛ, лето-2005. Сбывшаяся мечта.


Несколько предыдущих лет меня не покидало немного иррациональное желание побывать на Байкале. Иррациональное – потому - что я люблю горы, активное движение, и матрацные водные походы раньше как-то не привлекали. Но в данном случае решающую роль сыграла магия этого овеянного легендами места.

БАЙКАЛ, лето-2005 <!-- @page { margin: 2cm } P { margin-bottom: 0.21cm } P.western { font-family: "Nimbus Roman No9 L", serif } -->

Планировалось на парусно-моторном катамаране проплыть вдоль всего западного берега Байкала (от Северобайкальска до Листвянки), обогнув вдоль восточного берега о. Ольхон, итого – 550 - 600 км по воде. Кроме этого, планировалось совершить восхождение на самую высокую вершину Байкальского хребта – пик Черского (2538 м).

Вылетали 18 июля рейсом Киев-Москва-Иркутск. У нашей группы (8 человек) намечался большой перевес багажа, поэтому, с целью экономии средств, старались по максимуму одеться, загрузить карманы, докладывать багаж после взвешивания, забрать в ручную кладь и т. п. Но местные правила каждого аэропорта очень различаются:

например, в Борисполе ручную кладь не взвешивали, но длинные мачты заставили оплатить отдельно,

в Домодедово ручную кладь взвешивали, но не включали в неоплачиваемые 20 кг багажа,

на обратном пути, в Иркутске, все взвесили дотошно, ручную кладь в 20 кг зачли, лодочный мотор сочли взрывоопасным предметом и отправили отдельным рейсом…

При этом везде нужно обязательно проверять вес, за который предлагают доплатить, а также контролировать прикрепление багажных бирок к багажу.


Разница во времени между Киевом и Иркутском + 6 часов (здорово было лететь обратно: в 9 утра вылетели, в 11 прилетели (хотя летели 5,5 часов до Москвы, там 1,5 часа гуляли и 1,5 часа летели до Киева).

К Иркутску подлетали ранним утром еще до восхода солнца. По городу клочьями стелился очень плотный туман.

Неприятная особенность Иркутского аэропорта заключается в том, что он находится посреди жилого массива в городе и имеет короткую посадочную полосу, требующую филигранной точности при заходе на посадку.

Итак, садимся: выпустили закрылки, тормозим, влетаем в туман над аэропортом. Ничего не видно, по-прежнему снижаемся… через несколько секунд самолет резко взмывает вверх, рев моторов, крыши домов, вылетающие из тумана…

Приходит осознание того, что нам, наверное, только что здорово повезло.

Начинаем кружить над аэропортом. Минут через 15 грустный голос пилота констатирует, что сесть в Иркутске не удастся и придется лететь в Новосибирск

Image.

Летим, прикидывая, что на нашу «Комету», отплывающую в Северобайкальск через 1,5 часа, мы уже опоздали. Еще через 15 минут пилот радостно вещает, что наш борт готов принять аэропорт в Братске. Ура! Это ближе чем Новосибирск, до Иркутска от Братска «всего» 600 км. С воздуха рассматривали Братское водохранилище. Это водохранилище, с поселками на его островах просто поражает колоссальными размерами! Его площадь 5470 км2 (примерно в 6 раз больше водохранилища Киевской ГЭС), объём 169,3 км3 (больше Киевского в 45 (!) раз), средняя глубина 31 м (для сравнения, наибольшая глубина Азовского моря 14м). Длина 547 км, ширина местами достигает 20 км.

Военный аэропорт в Братске, маленький островок цивилизации, находится посреди тайги. Выходишь из здания аэровокзала прямо в лес: ощущения необычные. Через пару часов возвратившись в Иркутск и рассказывая местным историю нашей посадки, мы были потрясены будничным: «Да у нас каждый год самолеты разбиваются, вот и прошлом году два Ту-154…».

На мой взгляд, с учетом непростой иркутской погоды, лучше прилетать за день до отплытия «Кометы» (она ходит 2 раза в неделю, по вт. и пт.). В связи с курортным сезоном билеты на «Комету» также нужно брать заранее, особенно если речь идет о группе с грузом.

Иркутск – своеобразный город. Любителям русской старинной архитектуры будет там, безусловно, интересно. Много очень древних жилых домов – одно/двухэтажные деревянные домики со ставнями и резными наличниками. Красивые старинные православные храмы, костел, мечеть. А центр города лично мне чем-то напомнил С.-Петербург.

Закупив бензин (дешевле киевского примерно на 1 грн/л) и продукты (меня почему-то впечатлили местные сибирские вафли, именуемые «Южанка»), прибываем в Листвянку (поселок в самой южной части Байкала, в кот. находится порт и музей Байкаловедения). Здесь собираем катамаран, в ожидании следующей «Кометы» два дня обкатываем его, а в пятницу, 22 июля, отплываем в Северобайкальск. На «Комете», за 5,5 тыс. км от Киева встречаем 4-х киевских байкеров! Воистину, мир тесен! Ребята планировали ехать по восточному берегу Байкала (забегая наперед скажу, что в последний день нашего путешестия мы снова встретились. Они накрутили более 1000 км!!!). Еще произвел впечатление 19-летний паренек из Германии, путешествующий в одиночку и сносно говорящий по-русски! Для меня этот невысокий парень, заработавший деньги на путешествие за год работы в доме престарелых (аналог нашей альтернативной воинской службы), выглядел символом свободного движения молодежи, свободы от стереотипов (абсолютно один, черт знает откуда, в дикой России)!

Image 

Утром в субботу, 23 июля, выходим в большое плавание.

Сухие цифры не дают представления о масштабах Байкала, да и всей России:

«Длинa Байкала 636 км, нaибoльшaя шиpинa 79,5 км, наименьшая - 25 км. Площадь водного зеркала озера - 31500 км2 (примерно 1/5 площади Украины). Имея максимальную глубину 1637 м, озеро Байкал является самым глубоким озером мира. Байкал сформировался около 30 млн. лет назад и является древнейшим озером мира. Оно расположено в огромной, ограниченной разломами земной коры впадине, которая продолжает расширяться примерно на 2 см в год. Уровень Байкала выше уровня мирового океана на 445 метров.».

Он (Байкал) - просто огромный!!! Море - морем, только не соленый. От Киева до Одессы – 500 км (почти через всю страну нужно проехать), а Байкал с севера на юг – 636 км (а на карте России он выглядит лужицей размером с ноготь). Сразу ощущается, какая все – таки необъятная соседняя держава!

Природа Байкала очень разнообразна и очень резко меняется. Пейзажи от подобных Кавказским суровых гор до сюжетов степного Крыма. То вокруг тебя лиственницы, то, через 10 км, уже сосны да белоснежные березы. То луга с душистыми травами по пояс, то камни и альпийские эдельвейсы. К сожалению, деятельность человека оставляет свой негативный след. Не последнюю роль в загрязнении Байкала играет целлюлозно-бумажная фабрика Северобайкальска. Всемирно известная своей прозрачностью вода Байкала мутнеет, как говорят местные, с каждым годом все больше. И, увы, это уже необратимые процессы.

Плюс общее потепление: вода местами цветет, как Киевское море летом, на прибрежных камнях разрастаются водоросли, чего еще лет шесть назад не наблюдалось.

Через два дня плавания прибываем на базу на мысу Котельникова. В этом месте на поверхность выходят горячие (до 80 градусов Цельсия) минеральные источники.

Оставив на хранение лишние вещи и катамаран, выходим в сторону пика Черского. Отойдя на 20 метров от базы, попадаешь в абсолютно дикую, нетронутую тайгу с полчищами мошки, комаров, заваленной поваленными деревьями тропой и медвежьими лепешками.

Несчастных 25 км (правда с километровым набором высоты) до стоянки под ледником Черского мы шли, ползли, карабкались, продирались два дня!!! Зато накупались в чистейших горных реках, нагляделись на водопады и озера (какие названия: Гитара, Тазик, Изумрудное!), прикоснулись к могучим кедрам, закормили сыром любопытных бурундуков, (а своей кровушкой - вездесущую мошкару).

Кульминационный день похода: восхождение на пик Черского. По имевшемуся описанию в карте иркутского геолога Кошелева А. А. (1992г.) это восхождение классифицировано как альпинистская 2А, проходимая без спецснаряжения. Уверенный в своих силах и силах остальных 5 восходителей (двое из которых вообще без горного опыта), наш инструктор мечтал «сбегать» на пик (с набором высоты 900 м) часиков за пять. Ваша покорная слуга, отчасти из-за своей лени, а отчасти руководствуясь смутным предчувствием и нелюбовью к «паровозам» на маршруте, от этой затеи отказалась. Выйдя около девяти утра, часам к восьми вечера народ подтянулся в лагерь с просветленным сознанием и множеством теплых слов в адрес вышеупомянутого маршрута. Покатые полки, с которых есть куда... В - общем, по словам инструктора, оказалась крепенькая 2А. На маршруте для групп соответствующего уровня необходима полноценная организация страховки, перил, на спуске дюльфера. И это при хорошей погоде. В результате, группа дошла до гребня, где и ожидала, покуда инструктор с одним особо сильным товарищем сходили на вершину.

Image 

Оставаясь с одной из барышень в лагере, мы тоже не скучали. Не успели ребята уйти, как к нам пожаловал гость: бурый такой, пушистый, с когтистыми лапами. Медведем назвался. Деловито обследовал нашу кухню: съел корки хлеба и колбасные обрезки, продырявил когтем баллончик из-под репеллента. Искупался в реке, повалялся в снегу… Вольный такой, раскованный. Гостями (причем такими, которых просто терпят до поры до времени) ощутили себя мы. Сказать, что было неуютно, это ничего не сказать…

Но судя по тому, что ОН боялся нас не меньше, чем мы его, и был относительно (в зависимости от степени приближения) некрупным, мы предположили, что это был медведь-подросток, еще не определивший СВОЮ территорию (до двух-трех лет медвежата живут в семье, потом их изгоняют на «самостоятельные» хлеба).

Мы сразу вспомнили старый анекдот «Про кукольный театр»:

Просит медвежонок папу:

- Папа, папа, покажи кукольный театр…

Медведь достает два человеческих черепа и пародирует разговор охотников:

- Петрович, здесь медведи есть?

- Да откуда им тут взяться…

Непередаваемые эмоции, когда такая живая зверюга в 15 метрах от тебя стоит и принюхивается в твою сторону!!!

После таежной вылазки продолжаем плавание. Возле пос. Онгурен три киевские девченки устроили себе экстремальный поход за продуктами. Местные жители ходят до берега Байкала от поселка через лесок, как они говорят: «Через болото, по тропинке». Мы тоже пошли через лесок – не понравилось. Назад решили идти по дороге, но в какой-то момент дорога кончилась и пришлось опять продираться лесом. Снова не понравилось, и мы попытались срезать через лужок. Это было большой ошибкой: метров 30 до спасительных камней на берегу стали настоящей борьбой. На каждый шаг лужок реагировал мгновенным прогибом почвы радиусом два метров вокруг тебя. Чувство, будто идешь по растянутому за углы ковру. Секундная заминка на одном месте приводит к образованию вокруг тебя быстро расширяющейся лужи, а местами и к погружениям по пояс. В-общем, мало в моей жизни было более неразумных поступков.

С трудом пополняем запасы 92 бензина (на всем побережье АЗС есть только в поселке возле парома, плавающего на Ольхон). Местный транспорт ездит на дизеле или А-80.

Image 

Огибаем самый крупный на Байкале о. Ольхон вдоль восточного берега. Иногда на расстоянии 100-150 м от катамарана из воды высовывались блестящие черные морды нерп. Любопытничают. На одной из стоянок представитель данного вида ночью сгрыз рыбу в нашей сети. Ловилась рыба (очень вкусный хариус), кстати, неплохо. И жарили ее, и коптили, и мариновали, и в фольге запекали… В-общем, рыба была гвоздем кулинарной программы. Конкурировать с нею в наших гастрономических пристрастиях могли только вафли и вареная сгущенка.

На материке, возле парома, отплывающего на Ольхон, видели очередь из более чем 20 машин. При грузоподъемности парома две - три машины за поездку время ожидания исчисляется часами. Говорят, иногда люди ждут почти сутки… Ольхон, конечно, красивое место (особенно северная скалистая часть), но так напрягаться?

Мы же по-прежнему плывем. Мечтали воспользоваться взятыми парусами (девчонки даже страшные слова – грот, стаксель, спинакер выучили), но байкальские ветра либо отсутствовали вовсе, либо порывисто дули во всех направлениях одновременно. Короче, весь поход шли на моторе (5-сильная 4-тактная Honda). За все время путешествия ушло чуть больше 100 л бензина (на почти 600 км).

Image 

Побывали в знаменитой Песчаной бухте, известной гротами, соснами с корнями-ходулями, красивыми видами скал. Помимо любованиями красотами природы (в том месте очень похожа на наше ЮБК), можно было поностальгировать о советских временах. На побережье разместилось несколько баз отдыха «в лучших традициях бывшего СССР». Дощатые сарайчики с облупившейся краской и амбарными замками на дверях, огромные столовки с рваным тюлем на окнах, из развлечений – только волейбольная площадка. В единственном баре нам отказались продать пиво, мотивировав отказ тем, что мы не их отдыхающие. На всем побережье ни одного магазина или киоска, притом что вокруг пляжа стоит уйма палаток и добраться в бухту можно только катером.

Плывем-плывем-плывем… В день в среднем км по 50. Радует устойчивая солнечная погода, достаточно теплая вода, звездный небосвод по ночам… В предпоследний день плавания из-за наметившегося ухудшения погоды пришлось плыть поздно вечером – очень необычные ощущения. Не видно ни зги, расстояние до берега и сам берег едва угадывается, согревающая жидкость подходит к концу…

Завершаем плавание все в той же Листвянке. Сушим катамаран, вещи, постепенно адаптируемся к орущей музыке на пляже, толпам народу, мусору, автомобильным выхлопам и т. п.). Welcome to civilization.

Image 

Прогулка по ночному Иркутску, покупка сувениров в Иркутском аэропорту (не пожалейте денег – есть очень милые деревянные изделия из кедра, которые (извините за каламбур) будут согревать Вас не один год). Ранняя посадка на рейс, традиционная борьба за вес/ перевес… Не проконтролированный процесс приклеивания багажных бирок и, как следствие, не доставленный в Киев один рюкзак (мой, конечно :)). К счастью все обошлось, через неделю багаж с милыми сердцу сувенирами, новенькими ботинками, палаткой и палками я забрала, но работа Бориспольской службы розыска огорчила. Четыре «Н»: «никому ничего не надо». Выяснять судьбу багажа пришлось самостоятельно, созваниваясь с аналогичной Домодедовской службой (респект сотруднице, через три дня после отправки багажа, вспомнившей этот багаж, рейс, которым его отправили в Киев, и сделавшей это в течении двух минут!!!) Оказалось, что в Борисполе сотрудники просто поленились сходить в хранилище и разыскать уже доставленный багаж.

В-общем, хорошо то, что хорошо кончается. Каждый из нашей группы вынес из этой поездки что-то свое:

Семейная пара биологов: Александра и Игорь – роскошную коллекцию насекомых;

Парапланеристка Мариша – 510Мбайт фоток облаков и стойкий равномерный загар;

Львовский бизнесмен Борис – любовь к восхождениям, бессонницу и стойкие солнечные ожоги;

Киевский бизнесмен Павел – стойкое душевное равновесие, как результат ежедневных медитаций;

Наш инструктор Александр Федак – какой - нибудь личный рекорд, надеюсь.

А я… просто осуществила свою давнюю мечту.


Байкал – действительно одно из тех мест, где стоит хоть однажды побывать…

Image 


И горы есть даже там…





Марина Ковба, Киев, 08.2005


Прокомментируйте эту статью первым

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизируйтесь.

 


Подписаться в рассылку
Email:
Страница группы

© 2018 Клуб
Страница сгенерирована за 0.401871 секунд