Регистрация
Gif версия Zillertal
Узун-Кол 2005 22.12.2005 Печать
Автор Сергей Недосеков

Когда мы уедем, уйдем, улетим, когда оседлаем мы наши машины...

Это строки из песни Визбора "Фанские Горы".

Каждый раз, уезжая от туда, где жизнь настоящая, возвращаясь к суете городов, она звучит в моей голове. Звучит до слез. Но, даже Боги спускались на землю, куда уж нам...

Каждый новый сезон в горах - неповторим. Даже в одном и том же районе - то, что раньше тебе казалось жутким пахаловом, что пугало - теперь воспринимаешь гораздо спокойнее. Этот сезон быстро излечил меня от "синдрома второразрядника" - это когда, особенно после Крыма, тебе кажеться что море по колено а сложные скалы - это там только где "нависает и отбрасывает" и 95-100 градусов.

Выезд - в Узун-Кол. План-минимум - закрытие второго разряда, ну а план-максимум - сходить пятерку. По приезду - никаких проблем с горняшкой, акклиматизация прошла как по маслу. На первый день пошли на прогулку - набрали 600 - 700 метров, чуть не вышли на какой-то пупырь перед северными стенами Доломитов. На следующий день - выход на ночевки под Кругозором Мырди, все просто замечательно, даже поиграли в спасработы в двойке. На следующий день - восхождение не Кругозор Мырды (2А). Даже для открытия - просто шаровый маршрут, станции делали только на дюлферах, а так - параллельная страховка. Все отлично, бодренько пробегаем маршрут - по ощущению какой-то высокогорный тракт. В 12 на вершине, начинаем спуск. Спуск - вообще как в Крыму - по огромной осыпи. По ходу отделение наших новичков, которое рядом восходило свою первую Кавказскую гору - Узловая(1Б), только подбиралось к перевалу Беляева. Их инструктор, моя мать, выходит на связь и просит кого нибудь из нас остаться на пути спуска, на всякий случай. Никогда бы не подумал что у матери такое чутье! Я с напарником по связке остаюсь, мы "бычим" с 13 до 17 пытаясь фотографировать орлов, попутно вспоминая цитаты из Поваляева, поглощая недоеденные "ништяки" и маясь прочей дурью. Связываемся с новичками каждый час, они идут до чертиков медленно, мы уже с тоской думаем про то что пожрать раньше 10 у нас никак не выйдет и подход в Кичкиникол на завтра накрываться большим и медным...

В 17.30 все началось. Мать сообщает что у идущего за новичками отделения новичков-СБУшников - ЧП. А это значит что впереди нас ждут спасы. Выясняем подробности - клиент улетел с дюлфера, пролетел 15 метров, посчитал 3 уступа, на третьем собственно и остановился. И при этом остался жив! При таких вводных, это просто невероятно, но предварительно - перелом руки и шок. Опять же везение - в группе новичков есть врач с неисчерпаемой аптечкой. Связываемся с нашими, излагаем ситуацию и в 18.00 - руки в ноги и поскакали. Тем временем уже побежали в лагерь за подмогой и акьой. В 19.45 - мы на перевале. По пути придумали схему спуска - благо снега валом(через две недели остались лишь островки). В 21.30 - спустили к выполаживанию - ждем основной спасотряд, который тем временем пытается заблудиться. По встреча состоялась и началась изнурительная транспортировка пострадавшего, длившаяся до пол-шестого утра. А пока мы спускали клиента, часть новичков (1 парень и две барышни с инструктором) настолько медленно шли на ночевки, что схватили холодную.

Тут вспомнились слова одного из наших вертекалевцев - спас работы - это жопа. Если для транспортировки нужно в среднем 24 человека (3 смены по 8 человек, меняются раз в 15 минут), то нас было не то 12 не то 14. И были такие, кто сменился раз или 2. По этому первое, что мы сделали по приходу в лагерь - выпили ящик ... нет, пива. А потом с оставшимися в строю (а таких нашлось аж 4) еще две бутылки перцовки:) И вот с этого места началась вторая порция приключений...

В процессе приобщения к родине бойцы начали плавно отпадать. Лично я отпал на середине второй бутылки, предпочтя здоровый сон. Оставшиеся два товарища, разобравшись с недопитым, пошли снимать лагерь (тот что на верху, в 3 часах пути:). В принципе мастерство не пропьешь, они даже тропу нужную нашли, правда через пол часа более трезвый повернул назад, ну а тот кто не повернул - естественно пошел вперед. Поднимаясь с 11 до 7, он успел поспать во всех удобных для этого местах и даже потерять ледоруб (правда это он обнаружил только на следующий день), и слегка протрезветь. Подошедшая группа новичков (в 8 вечера), прервала его безмятежный детский сон, так что к ночи часть нашего лагеря была успешно снесена виз. На следующее утра им была предпринята операция "Найди ледоруб, если не знаешь где он". Как ни удивительно, но он его отыскал, правда совсем не там, где ожидал.

Мое же веселье заключалось в том, что проснувшись, я обнаружил что у меня не работает левая рука, в части поднятия выше плеча. Я ее каким-то образом отлежал. Весь день я не обращал на это внимания - думал пройдет, всякое бывает. Но к следующему утру ситуация не поменялась, не помог ни массаж, ни консультация у симпатичной девушки-врача из Белоруссии. Надежда на скорую поправку убывала пропорционально с пребыванием мыслей о тем, как весело и интересно будет будет провести этот сезон, сидя в лагере и подтачивая пивные запасы местного бара. Но врожденная упертость заставила сцепить зубы и выдвинуться в Кичкиникол. Я даже дошел до стоянок, правда в конце пути, который проходил по похожему на футбольное поле ущелью (по плоскости), состояние было - "внимание! ведет автопилот!". Попытался заболеть, но у меня ничего не вышло, по сему на следующее утро со всеми выдвинулся на ледовые занятия. В который раз вспоминалась реклама не помню чего - там звучала такая фраза - "наш тренер - просто зверь", в кадре был такой себе невысокий мужчинка на фоне огромных баскетболистов. Наш инструктор (Владимир Михалко) с легкостью загонял нас до одышки, хотя он не крупн. Когда вернулись с ледовых, Золотин заметил что эти занятия можно засчитать за 2А. По приходу, сымитировав обед, выдвинулись на "ледовые ночевки". Пока шли, было чувство что этот подход будет вечен. И что с каждым метром рюкзак набирал веса. Дойдя до стоянок и сняв рюкзак было чувство что вот сейчас-то я взлечу.

Утром, в 5 выходим на гору - Фильтр, 3А. Подошли по снежку под маршрут - с непривычки страшновато - внизу ледовые сбросы, а я еще в депресняке что рука не пашет. Первые 3 веревки пропирилил, на постепенно дошло что можно лазить и в полторы руки, а двойные Salamon ProTermic, несмотря на ругню в адрес ContaGrip неплохо держат. Вылезли на ребро контрфорса - бараньи лбы. Потом - мокрые скалы. Потом - 300 метров снега. Вылазим на на гребень, пологая что все самое веселое позади - наивные! Обход жандармов по осыпным полкам, два провала (приятные дюлфера:)), и половина из нас в 16.30 на вершине(я с Золтиным и Мельничуком остались у второго провала – время и так поджимало). Начали спуск - по 2Б. Но вместо ослиной тропы, внизу кое где приходилось спускаться лазаньем. С горем-пополам сбежали на перевал, оттуда через полтора часа - ночевки. Давно не чувствовал себя таким измотанным. А ведь по плану - завтра 3Б на этот же Фильтр. Мня спасла непогода - всю ночь и весь день нас пытались смыть с ночевок. А при появлении мыслей про посещение шхельды - еще и порвать палатку. Непогода развивает выдержку:)!

Итак – все тот же Фильтр, но уже с другой стороны – по 3Б. Погода стоит – сказка, ясно, ни облачка, аж не верится что вчера была очень неприятная непогода. Не верилось до того, что кошки с собой не брали. Дойдя до снега и пощупав оный, молча развернулись и пошли за кошками – фирн, да такой что ботинком не проломишь. Подход – фиксация – отход:). Ладно, нехотя одели кошки, топчем снег, идем по снежному склону, траверсируя его с набором высоты, и как то плавно крутизна начинает приближаться сначала к 30 а потом и к 40 градусов. Очень хочется связаться, причем непонятно зачем – если уйдешь – а внизу скальные сбросы, только утащишь с собой напарника (на так обидно будет:)), так как нормально застраховать тебя не успеют, идем-то параллельно. Да и кроме того что смысла нет, еще и время опять играет против нас – еще чуть-чуть, и наверху начнет таить – а значит и сыпать. Учитывая то, что мы как раз под стеной – сыпать будет на нас. Неприятно! Как будто слыша мою душевную тревогу, склон в одном месте вздыбился на на все 45 градусов. Причем идти надо не вверх, а вдоль. Очень хороший способ почувствовать себя канатоходцем – медленно, с тактом, чувством и расстановкой – шаг. Еще шаг. И еще... Как ни странно я не упал. Что радовало:) Вышли к ориентировочному началу маршрута (фактически оно было ниже, так как по описанию он идется с других ночевок), начали двигаться вверх. Дошли до скал, начинаем лезть – и тут понимаем что не зря в книжках умных говорят – не лезь на гору после непогоды, посиди внизу денек, сала поешь, спирту попей.. На всех полочках – приятный и мягкий снежок. Естественно, приятный он если туда руку не совать:). Мельничук – он первым в первой связке, чистит от снега скалы для всех нас. Понятное дело – он же сильный:) Пролазим веревку, другую, я уже тоже первым иду (в полторы руки:)), и тут натыкаемся на крючья. Подымаем голову – о, как в описании “5 метров, V, 80 градусов”, не соврали. Оказалось не так страшно, как называется (.. я уже начал привыкать к этому УИИА.. (с) Владимир Стеценко), но выше нас ждал сюрприз – обледеневший сыпучий кулуар. Снова нехотя надеваем кошки, попутно думая – а если б внизу наст был не такой жесткий, насколько весело бы нам было?:) Вот он – драй туллинг - загадочное не русское слово. А на самом деле – царапанье кошек и богатство и разнообразия великого и могучего. В подтверждение истины “кто ищет жопу, тот ее всегда найдет”, у меня из-под ноги уходит большой блин, не забывая проехаться по моему новому эдельвейсу (веревка такая) и направляется в сторону станции. Хорошо что камни не умеют поворачивать за угол а летят в основном вниз. По тому что за углом была станция. Вдыхаю запах серы, думаю о вечном, кричу вниз – все ли живы. Все. Пронесло, идем дальше. Выходим на ребро – какая гадость, эта ваша заливная рыба. Траверс по непонятной смеси из камней и снега под углом 40 градусов. Хорошо что я не шел там первым- хрупкая психика не выдержала и пришлось бы лезть за фляжкой. Доходим до следующего взлета – Михалко уже протропил до следующего скальника, а мы заглянули в описание. И читаем мы что ждет нас 20 метров камина, V, 70 – 80 градусов. И что-то так туда расхотелось, а захотелось в Крым, к теплым скалам скалам и знойным женщинам. Идущие, пока изредка, со стороны Грузии облака вывели из сладких мечтаний и напомнили что уже около трех дня, а мы еще не на вершине, а спускаться – 2 часа.

Пораскинув тем, что под каской, решили обойти, вроде визуально – там проще. Михалко, спустившись к нам рассказал нам много нового. Приятно когда инструктор относиться к отделению с участием! Обходим, делаем станцию под стеной, у которой почти отвалилась одна часть. Прямо над нами, что характерно. Ревчук уходит первым, доходит до того, что казалось попроще, кладет точку, пролазит метр, снова кладет точку. Ну, думаю, мало ли, первая не понравилась, бывает. Но через метр он снова кладет точку. Что, и вторая не понравилась? На пятой точке я перестал задаваться глупыми вопросами и стал просто ждать. Ничего, вылез он, скрылся за перегибом, тут и веревка закончилась, кручу – все мол, страховку готовь. А он – перила готовы. Не, кричу я ему, страховку давай, лезть хочу. Перила готовы, приходит мне с верху. Так мы поговорили минут пять, и я пожюмарил. Поджумариваю к скалам – да, уж, я может быть я даже чаще бы клал – все живое, да и в кошках лезь – не сахар. А перила закреплены вокруг камня, который непонятно как вообще держится. Измотанные, но довольные, в 5.30 были на вершине, для виду поменяли записку – и галопом вниз. Внизу первого провала были в 7, на связи начуч поинтересовался как мы относимся к холодным ночевкам и сказал что ночь будет ветреная. Умеет подбодрить человек. Удивившись сами себе, в 8.30 были на перевале, а в 10 – в лагере, к которому мы шли через туман, а оставшиеся в лагере Золотины били в миски и издавали звуки прочим доступными способами (.. Лоша-а-а-адка!!.. Медвежо-о-онок!!...). Поскольку у нас кончился газ, кормили нас супчиком, который был сварен на мху. Так что найден способ экономить газ – мха на моренах полно!.

На следующий день спустились, предварительно просушив все, по пути встретили спасотряд – оказалось что на перемычке между Двойншкой и Даларом убило парня из МАИ, предстоит транспортировка. Народу там было человек 30, мы решили сначала спуститься в лагерь, а потом, если надо, пойдем помогать.

Выспались, попили пива – и вперед, по Доломиты. Подход, как всегда, не радовал ничем хорошим, остановились на нижних ночевках. Лучше встать на 30 минут раньше, чем уродоваться с рюкзаками до озер. На следующее утро пошли на Малый Доломит 3Б. В описании сказано – выход на первую террасу неоднозначен. Да уж, мы точно пошли каким-то своим путем, с траверсом и внутренним углом с трактором. На одной из станций я обнаружил интересную станцию – на восьми точках. Френд, крюк, закладки, петли, гекса а так же петля из основной веревки вокруг огромного чемодана. Ревчук сказал потом что ему скучно было, пока он Оксанку ждал, а все так хорошо клалось... Не очень порадовал нас спуск – 4 дюлфера, траверс, подъем на перевал ... утомил он нас, хотелось побыстрее вниз. Порадовал записка с контрольного тура – 2002 года. Давно там никого не было.

Следующий день был объявлен днем отдыха, я спустился вниз отнести матери палатку и рюкзак (она уезжала на два дня раньше – в Фаны спешила:)). На следующий день народ пошел на 3А, от куда потом цитировалась фраза нашего инструктора - “Все, на тройку вы уже налазили, теперь обходим по кулуарам!”.

И, наконец-то первая официально самостоятельная гора – пик ТАССР, 2А. Длинный траверс, первую вершину мы чуть не пропустили, а когда прочли записку – эхо наверно долго носила наше ослиное ржание - “группа Харькова-Таганрога в составе 38 человек ...”. Если бы они взялись за руки, то как раз бы было от вершины до перевала:). В 12 мы уже были в лагере.

Потом был отъезд, проведали Игоря в Карачаеве (которого мы с Беляева спускали), Невинномысск, шашлыки, поезд, здравствуй Киев!

Прокомментируйте эту статью первым

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизируйтесь.