Регистрация
Ядов Дмитрий

Адамташ

Часть 1. Начало
Несколько лет подряд в горы мы ездили на Кавказ. Для разнообразия в этом году решили увидеть Азию. Фанские горы, Памиро-Алай, Таджикистан. Там нам обещали вечно теплую погоду, приятные скальные маршруты, много пятитысячников во главе с Чимтаргой. А чтобы накопленных денег хватило на арбузы и дыни, пришлось искать самые дешевые пути сообщения. Получилось долго лететь самолетами, а потом еще дольше ехать машинами.

Рынок в Самарканде Хотите чтобы каждый пограничник (а мы формально пересекали по три границы в каждую сторону) морочил вам голову, а все ваши друзья в это время нервно поглядывали на часы? Вот вам совет от Саши Махлайчука :) - накануне поездки сбрейте усы и вообще изменитесь до неузнаваемости по сравнению с фоткой в паспорте - развлечения в дороге обеспечены всем сторонам процесса. :) А если при этом еще забыть дома оттяжки, то веселье не закончится и в горах...

Алаудинское озеро Такое обнадеживающее начало пути сразу настроило на правильный лад, и все остальные трудности и заминки не смогли нас сильно расстроить. Мы пережили "сауну" в Москве, поместились в маленькие daewoo в Ташкенте, закупились продуктами и газом в Самарканде, почти без жертв перешли границу с Таджикистаном, на перекладных отправили документы на регистрацию в Душанбе, и глубокой ночью второго дня пути полуживые и полупьяные дотянулись до лагеря.

Алаудинское озеро Даже в темноте под мерцанием незнакомых звезд был виден силуэт горного кольца вокруг палаточной поляны. Мы ждали год, и теперь эта красота тянула к себе. Утро сделало все разноцветным - горы и небо, деревья и траву, реку и камни, палатки и людей. Здесь можно жить. :) Мы знакомимся с местным инструктором и хозяйкой, и идем осматриваться.

Чапдара В 15 минутах ходьбы от лагеря лежит большое Алаудинское озеро и стоит не раз в последствии пригождавшая чайхана Али. Говорят, что теплей чем здесь воды мы больше не найдем, и поэтому самые отважные купаются здесь. А Ракитский пошел дальше и занырнул даже в самое верхнее из озер - "пиалу". Погода действительно стояла прекрасная.. до самого момента, пока мы не решили выдвигаться на акклиматизационные восхождения..

Стоянки на перевале

Часть 2. перевал Алаудин
В первый раз я ездил в горы без инструктора. Не удивительно, что ни разу нам не удалось не заблудиться. :) Солнце тоже не баловало. Цикл в четыре дня хорошей погоды, никак не хотел выполняться. Тем не менее, в два захода мы заложили верхний лагерь прямо под перевалом Алаудин, на месте, которое нам посоветовали спустившиеся Одесситы. Здесь, в отличие от расположенных ниже более обжитых площадок, не всегда можно выдавить из снежника достаточно воды, но зато начало маршрутов ближе на добрые полтора часа подъема. Здесь же начинает ловиться связь с внешним миром, и наши смски полетели в Киев. В следующий раз такая роскошь ожидает нас не скоро.

В зоне досягаемости оказались пики Северный, Борцов за мир и, собственно, сам Алаудин, подаривший свое название всему вокруг. :) Отсюда мы сходили двойку и две тройки. Все три маршрута полностью скальные, и, за исключением гребневого, недлинные. Особую радость доставляет снять грузы с ног и лезть в свое удовольствие в скальниках.

Патриот на вершине Настроиться максимально серьезно помогла самая первая веревка самого первого маршрута. А ведь нас предупреждали, что живые зацепы здесь норма. Кто сказал, что "тут как в Денишах, только на своих точках"? Вобщем полетали, испугались, покурили и полезли дальше. Двойка на Северный представляет собой четыре с половиной разнообразные веревки с плиточками, трещинами и разломами, и великолепной дыркой посредине, протиснуться через которую можно только вообразив себя червячком и с маленькой помощью друзей. :) А когда это все лазанье и жумар остаются позади, вершина встречает небольшой плитой, преодолевать которую ради записки уже не хочется никому. Почти. Если одеть скальники и вспомнить Крым, то Олег может сделать и это :)

пик Северный На дороге вниз мы в первый раз заблудились, перепутав спусковые кулуары. Кто ж выглядывает туры, сбегая домой к палаткам.. Повезло, что здравый смысл превозмог, и мы не ушли на пару долин правее. Пришлось, радостно подбадривая друг друга, делать снова рывок вверх, и осторожно, наконец по правильному пути, идти отдыхать и праздновать первую гору.

Радуга На вершину Алаудин проложено столько разнообразных маршрутов, что, не отходя от него, можно закрыть с превышением и 3-й и 2-й разряды. Для начала мы выбрали гребневой не очень сложный троечный маршрут, с одним ключевым местом. До которого еще нужно было дойти, так как описания в гайде и от местного инструктора Александра несколько разнились. В результате, конечно, мы опять ушли не туда, и спас нас только голос снизу, наставивший на путь истинный. С попеременным успехом преодолев ключ, остаток маршрута прошли практически без заминок, несмотря на то, что иногда выручали скальники. Благо потеряться на гребне почти невозможно. Единственным опасным местом оказался спуск, так как над головами проходит четверка, с которой время от времени на нас сыпались камни от добрых альпинистов.

Фауна Интереснее было на следующий день на чуть более сложном маршруте, по стеночке, с выходом на гребень уже в самом простом месте возле спусковой тропы. Здесь все было как-то не так. Мы забывали снаряжение в палатке, лезли не по тем щелям, уходили не в те траверсы, и гексы с крюками никак не вынимались. В конце концов забойщики устали и снежник, который нам показался знакомым со вчера, все приветствовали как старого друга :)

Но не идти по гребню оказалось настолько быстро, что мы довольные и уставшие успели в этот день вернуться в лагерь. И если бы не гостеприимная чайхана, коварно встретившаяся нам на пути, спустились бы мы в него совсем без приключений :)).

Ослик

Часть 3. Мутные Озера
Отдыхалось в лагере отлично. Вокруг бегают таджикские дети в разноцветных одеждах, и подкармливают нас яблоками. Местная кухня радует почти домашними ужинами. И только строгий Юрий Визбор с плаката на камне напротив нас укоряюще осуждает наш дастархан... Поэтому идти на "мутные озера" мы решили на ослах. Найти их в последний момент, прямо утром перед выходом, оказалась задача не простая и денежная. Помог опять Али. Ишачки - животные очень интересные, могут 15 минут жевать колючки, несмотря на все теплые и не очень уговоры погонщика :).

Мутные озера находятся посредине кольца пятитысячников и являются сердцем всего района. Отсюда мы хотели сходить четверки на Энергию и Чимтаргу.

Мутные озера Восточный гребень Энергии и маршрут 4А по нему из Киева казался хорошей идеей. Но, сориентировавшись на месте, от нее решили отказаться. Бесконечный крестовый поход. Тем не менее, перед Чимтаргой сходить на 5 тысяч все таки хотелось. Половина из нас так высоко еще не была. Да и потоптать снег в этом выезде еще не было особой возможности. Поэтому мы таки решили сходить на Энергию, но по более короткому и простому маршруту - 2Б. Говорят, если ходить ее с верхних ночевок, то приключение совсем не сложное, Энергия но наша задержка животного характера утром и усталость вечером, не позволили так легко отскочить :). 15 часов от мутных до мутных. Долгое тулилово по осыпям и на закуску крутоватый снежный склон, переходящий в бутылочный лед перед выползом на вершину. Крутя буры, разбрасываясь снаряжением и ломая на ходу кошки, мы таки заслужили свои конфеты под вершинным туром :)) Спустились в туман под шум вертолета, напролом через чужие кулуары. Устали так, что и через два дня не смогли проснуться пораньше для перехода подальше :)

На берегу А перейти мы хотели на ночевки прямо под Чимтаргу, что бы ударно завершить выезд. Пока отдыхали наладили продуктовую связь с лагерем. Но Олег арбуз разбил. Много дней спустя я ему отомщу с дыней в аэропорту :) Вечером второго дня мы таки вышли в неявный кулуар под восточным гребнем и по крутым осыпям, минуя тропу, поднялись под ледник. Описание маршрута изучали долго и тщательно. На утро вышли с полной выкладкой и твердым убеждением пройти снег, преодолеть скальную стеночку, и по крутому кулуару выйти на перемычку между Чимтаргой и Мирали. Но не тут то было. Выбрав, на наш взгляд, путь пологичнее и попроще, мы, естественно, вновь ушли не туда, и к утренней связи уже были наверху совсем чужой перемычки :(

Ночь над лагерем Траверснуть Мирали и попасть к предполагаемому месту ночевки выглядело нереально, и мы уныло побрели вниз, попутно озираясь по сторонам, с надеждой увидеть, где же мы это так лопухнулись :). Тот крутой взлет со скалами и нагромождением закрытых и открытых трещин явно был наш... Но туда уже не хотелось.

В тот же день мы собрали остатки вещей и спустились в лагерь.

Траверс перевала Лаудан

Часть 4. Куликалонские Озера
Вопреки спортивным амбициям, остаток дней мы провели не осаждая гору, а предаваясь солнечным ваннам в Куликалонской долине. Традиционно заблудившись на тропе, мы вышли под Лауданский перевал, которых оказался не один, а целых два, между которыми лежал красивейший траверс. Наверху, впервые за десять дней, словилась мобильная связь. Очень вовремя, так как дома нас начали уже искать...

Куликалонская стена Куликалонские озера лежат в уютной ложбине прямо у подножия стены (как не трудно догадаться тоже "Куликалонской"). Поверху ложится траверс Адамташ - Мирали - Мария. А по стене, по слухам местного чайханщика, ходят маршруты очень редко. В это не трудно поверить, когда посреди ночи сквозь пьяный сон все равно просыпаешься от грохота падающих лавин и камней.

Теплое озеро Место разрекламировано богатыми гастрономическими возможностями, рыбной ловлей и купанием в самом теплом озере в округе. Правда отыскать это озеро среди десятка разбросанных по долине разных размеров и степени чистоты, не такое простое занятие. Но оно того стоило. Рекламная пауза: если попадете сюда, обязательно ищите чайхану Сироха, ту, где на берегу стоит таджикское знамя. Только здесь вас сначала закормят, а потом заговорят, и при этом возьмут очень скромные деньги. :) Пару дней отдыха и мы готовы штурмовать цивилизацию :)

Самарканд

Часть 5. Двери Тамерлана
Преодолев обратный путь со всеми прощаниями, остановками, завтраками и границами, нам удалось приобщится к древнейшей культуре Узбекистана, в лице двух городов с почти трехтысячной историей. Самарканд и Бухара. Если отойти от старых улочек со сточными и проточными канавами, пыльными каменными домами, где кажется, что за пару тысяч лет тут Бухара ничего не изменилось, и выйти на туристический центр, можно попасть совсем в другой мир. Потрясающе красивая архитектура и невероятные хитросплетения мозаичных узоров. Минареты, мечети, медресе. Любое здание - это радость для глаз. Must see. Лично меня больше всего впечатлил прием оформления внутренних выпуклых форм - что-то вроде обрывающихся каскадов, разрисованных звездным небом, получается какая-то особая объемность. Ну это надо видеть.. А запомнилось больше всего естественно то, что было посмотрено первым :) Мавзолей Тимура. Умеют же навести красоту и чистоту в местах скопления туристов :)

Пугает чрезмерная коммерциализация всех исторических памятников. Все наполнено желанием продать тебе что-нибудь нужное и не очень. Бесчисленные сувенирные прилавки, одежды, аксессуары, игрушки, посуда, драгоценности. Справиться с приступами жадности и не скупить всего, что хорошо смотрит, очень тяжело :) Другая опасность подстерегает туристов со стороны знаменитой восточной кухни. После того как мы в четвертый раз сели объедаться шашлыками, мой организм сдался. Всю ночь и последующий день прошли в борьбе с собственным желудком, и в надежде, что друзья не оставят меня где-нибудь в аэропорту на карантин... :)

Самарканд Отдельная статья радости местным защитникам правопорядка, это регистрация туристов в трехдневный срок. В гостинице нам выдали разноцветную бумажку, глядя на которую полицай рассмеялся в лицо. "Это же туристы, у них есть евро.." :( Тем не менее, пропутешествовав всеми возможными видами общественного и нанятого транспорта, мы ворвались в ташкентский аэропорт, я уронил дыню, и мы вернулись домой..

Ну и да. Если кто будет в Бухаре в старом городе, зайдите в темный закуток с вывеской о дегустации вин, и привезите немного изумительного узбекского сладкого. :)

Текст:
Ядов Дмитрий
Фото: Любинецкая Наташа.
Участники: Саша Махлайчук, Олег Ракитский, Наташа Любинецкая, Юра Джигир, Тарас Очкань, Дима Ядов.